Поникаровский Г.И.
Утмановская Ильинская церковь.
Прямо над водами реки Юга, на левом берегу, в селе Утманово (Ильинское – первоначальное название по наименованию церкви) в Подосиновском районе возвышается двухэтажный храм, своими размерами годный для того, чтобы служить собором иного уездного города. Даже с провалившейся кровлей после пожара в 1991 году и полуразрушенной колокольней он поражает взор своим благородным величием. Сведений о первоначальном существовании погоста и прихода нет. В клировой ведомости Утмановской Ильинской церкви за 1858 год указывается: «…с какого времени восприняла сия церковь первоначальное существование в сем приходе, о том никаких достоверных письменных сведений и справедливых преданий нет».1
Деревни, входящие в приход по берегам р. Юг, упоминаются в середине XVll века. Деревня Страшково в 1648 году.2 Возможно, эти деревни существовали и раньше, при этом могли входить в приход Утмановской Николаевской церкви, которая упоминается в Писцовых книгах Устюжского уезда 1626 года. «Волость Утманова А в ней погост на р. Югу А на погосте церковь Николы Чудотворца, да теплая Офонасия Александрийского обе древяны клецки».3 Упоминается данная церковь и в Писцовых книгах Устюжского уезда 1676-1683гг.4 Утмановская Ильинская церковь в указанных документах не упоминается, как и в Ведомостях налогообложения церковных приходов Устюжской десятины Южской трети Сольвычегодского уезда в 1625г., как и в списке приходов Устюжской десятины Ростовской митрополии XV,XVll вв.(5) Первое упоминание Ильинской церкви по Утмановской волости встречаем по переписи Архангелагородской губернии в 1710 году: «Утмановская волость, а в ней погост подле Юг реку. Церковь холодная деревянная Святого Пророка Ильи, другая церковь Афанасия Александрийского, дьячек Притупов пономарь Попов. Деревни черносошные, а в них крестьянские и половничьи дворы. Дер. Деляевская… Ощепкова Припаш… Олберово а Чечуково тож д. Выдрино… д. Фильтяево… д. Зубарево. Д. Емфилонья а Ефунино и огорелица тож… д. Пахомого Займище… д. Черницыно д. Максимово Займище… д. Югринская а Ольмегова тож д. Анфалово Наволочек… д. Окоемо Шеломя… д. Горбуновская и Подгорбунье тож… Рассохино… д. Спицыно а Княжо тож… дю Олябино… д. Кряжи Княжитож»6
Причиной возникновения Ильинского прихода явилось экономически выгодное расположение деревень данной местности, через которую проходили торговые дороги из г. Великий Устюг на Вятку и из г. Лальск в г. Никольск.7 В 1788 году при церкви числилось 1275 человек.8
В 1795 году при приходе числилось 39 деревень с населением 1522 человека.9
Из клировой ведомости Утмановской Ильинской церкви за 1800 год: «Никольской округи в Утмановском Ильинском приходе первая во имя Пророка Ильи холодная. Вторая во имя святителя Афанасия Александрийского теплая обе деревянные… Один клир. Штатные священно – церковнослужители.
Священник Дмитрий Иоаннов 27 лет посвящен в 1795 году и грамоту имеет. Дьякон Михайло Яфимов 27 лет посвящен в 1796 году и грамоту имеет. Дьячек Алексей Григорьев 58 лет посвящен в 1786 году и грамоту имеет. Понамарь Василий Иванов 16 лет посвящен в 1799 году и грамоту имеет».10
В замену старых церквей был заложен каменный храм, который строился в два периода. Первоначально в 1800-1818 гг. были построены четверик, являющийся теперь центральной частью храма, и отдельно колокольня.11 Из клировой ведомости за 1858 год: «Церковь каменная построена 1800го года, а освящена 1801го сентября 16го дня, верхняя холодная построена в 1818 году, а освящена 1827 года ноября 5го дня… тщанием прихожан».
Старые деревянные церкви прекратили свое существование, очевидно, после готовности нового храма и переноса святынь в новый храм.
Во второй половине XlX века быстрое экономическое развитие этого района Поюжья позволило прихожанам Утмановской Ильинской церкви вновь изыскать средства для своего храма. В 1872-1875 годах храм был существенно с северной и южной сторон высоту обоих этажей расширен и обнесен каменной оградой с Святыми вратами, стройными башенками и коваными решетками. Колокольня была соединена с храмом крытым притвором. Храм стал шестипрестольным: в верхнем этаже средний посвящен Св. Пророку Илье; южный – во имя Св. Троицы; северный – во имя Св. мученика Флора и Лавра; в нижнем: средний во имя Св. Афанасия Александрийского, южный – Божьей Матери – всех скорбящих радость, северный – во имя Св. Ап. Андрея Превозванного.
Из послужных списков за 1917 год: «…Старший священник Александр Анемподистов Попов 33 лет награжден набедренником в апреле 1915 года. Второй священник Вотчинский Николай Андреевич 27 лет. Дьякон Александр Николаев Попов род. 17 июня 1879 года. Псаломщик Анатолий Георгиев Заварин. Псаломщик Василий Ионов Смелков определен к сей церкви в 1908 г. просфорня Лидия Николаевна Покровская. Церковный староста крестьянин Павел Александров Ногин. В приходе числится 43 деревни с населением 4681 чел. У исповеди и причастия не было 89 человек». (13)(прим. Менее 2 % ПГ)
После событий 1917 года церковь продолжала оставаться действующей, но священник Вотчинский Николай Андреевич в 1918 г. был лишен избирательных прав. (14) Продолжал выполнять возложенные на него пастырские обязанности.
Председатель райисполкома в переписке с председателем Утмановского сельсовета указывает «…свободное исполнение установленных обычаев, религиозных обрядов не должны встречать препятствий и Вашей стороны…» (15)
В начале 30-х годов, во время коллективизации, религия на селе подлежала решительному искоренению. Это можно понять из ответа председателя Утмановского сельсовета на запрос пред РИКа от 31/У111 – 34 г. О количестве и весе колоколов Утмановской Ильинской церкви. «Всего колоколов 9 шт., вес их 484 пуда 34 фунта: 1)308 пуд 20 ф; 2)103 пуда 3) 42 пуда 4) 24 пуда 34 фунта 5) по 30 ф – 2 шт. 6) по 20 ф – 2 шт…Подпись»(16)
К началу 1935 года церковь была закрыта, но священник Вотчинский Николай Андреевич исполнял свои обязанности вне храма до сентября 1937 года. 23 октября 1937 года арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации». Ходатайствовал об открытии церкви, и препятствовал её разрушению» 23 октября 1937 года заключен в ИТЛ (исправительно-трудовой лагерь) на 10 лет. В 1989 году реабилитирован посмертно. (17)
Решением Подосиновского РИК в январе 1938 года церковь и торговые ряды были отданы под Утмановскую машинотракторную станцию. (18) Первым делом новые «хозяева» срезали все кресты. На мой вопрос, заданный Боровскому Николаю Николаевичу, который с 1943 года работал токарем, куда же делись кресты и часть кованых решеток ограды, ответил: «Из железа точили болты, гайки, изготовляли другие детали, а так как металл был мягкий, то детали подвергали закалке в кузнице, а кирпич ограды растащили кто куда».
Святыни, все документы и книги увезли в устье р. Шеньга и там сожгли на костре. Из воспоминаний Печенкина Ивана Михайловича, 1890 года рождения. Перед самым началом советско-финской войны (30.11.1939 – 12.03.1940) сбросили большой колокол, чтобы вытащить его, пришлось прорубить узкие проемы колокольни, следы их усилий видны до сих пор. Очевидец данного события Печенкин Валерий Иванович, 1919 г.р., рассказывал: «Руководил приехавший из Питера какой-то мужчина. Вначале решили повалить колокольню вместе с колоколами. Ошлаговали тросами и двумя гусеничными тракторами потянули в сторону реки. Когда им это не удалось, отломили шпиль колокольни. Колокол был подвешен на ремнях из моржовой кожи. При сбросе его пришлось дополнительно расширить проем, потому как колокол застрял в проеме. Ударившись о землю, колокол развалился на части и почти полностью ушел в землю – как никак вес его был 308 пудов 20 фунтов. А колокол был привезен в 1887 году и поднят всем миром. Осенью, погрузив на сани, обломки увезли на железнодорожную станцию Пинюг. Язык от него долго валялся около подножия колокольни. Вес его был 12 пудов, и молодые парни упражнялись, кто вынесет по лестнице на верх колокольни. Был такой «Венко рыжий» с д. Гагарина, так он выносил… Плиты надгробий использовали как наковальни. Куда потом они исчезли, не могу сказать. Наверное, просто расколотили».
Многие верующие, глядя на происходящее, крестились и плакали. Худорожева Серафима Михайловна (сейчас ей 94 года)вспоминает как горевал её отец: «Тятенька был очень верующий человек, пел на клиросе в церкви. Чтобы не видеть осквернения церкви, уходил в погреб и там в темноте молился и плакал, молился и плакал. Шибко ругах партийцев. «Чтоб вам – говорил – поделом!»
Кладбище, располагавшееся у стен церкви, сравняли с землей и застроили сараями и гаражами. В 1947 году были разобраны боковые купола. На многих, кто принимал участие в разрушении храма, вскоре обрушились беды и нелепые смерти.
15 ноября 1985 года центральные ремонтные мастерские съехали во вновь построенное здание, оставив после себя груды железа и хлама, землю, политую соляркой и мазутом.
Храм оказался брошенным. Новыми его обитателями стали местные пьяницы, да шалящие ребятишки. Были попытки выпилить пол на втором этаже, стали откалывать кирпич от стен.
Многие жители равнодушно проходили мимо творящихся безобразий. Так, видимо, очерствели их души после закрытия храма. Ночью в июле 1991 года храм загорелся. Причина – детская шалость с огнем. Один раз, ранее, мне удалось предотвратить поджог. Пожар возник из разведенного костра на втором этаже под центральным куполом. Когда приехали пожарные машины, пламя на 2-м этаже полыхало, как свеча. Рукава для воды у машин оказались очень короткими, их соединяли между собой. Пожар удалось потушить неимоверными усилиями, но кровля храма обрушилась. Сбежавшиеся на пожар жители стояли как заколдованные. В их глазах просматривалось чувство беспомощности, страха и вины. У каждого что-то екнуло в груди. Помнится как житель села Подгорбунский Александр Васильевич, 1952 г.р., стоял, плакал, причитая: «Лучше бы сгорел мой дом, а не церковь».
Прошло несколько лет после пожара, но все время подспудно не покидала мысль: без крыши храм рухнет через несколько десятилетий. Без храма село – не село. Восстановить храм в первозданном виде – утопия, но прибрать территорию вокруг храма, отремонтировать изгородь, прекратить безобразия – это в наших силах. Точно так же мыслила бывший директор школы Суворова Валентина Михайловна – человек справедливый, авторитетный и уважаемый на селе. Большая часть Утмановского поселения – бывшие её ученики.
Вот тут как будто кто-то послал нам миссионеров из Москвы (летом 1997 года). Возглавлял миссионеров протоиерей Аркадий Шатов. Люди они были совсем молодые. Сейчас Аркадий Шатов – епископ Смоленский и Вяземский. Средством передвижения у них были байдарки. Остановка в селе Утманово не планировалась, но когда речной мыс перестал закрывать вид села, миссионеры в удивлении замерли, увидев прекрасный двухэтажный кирпичный храм. Было решено остановиться и осмотреть его. Когда они подошли к храму, на встречу им спешила пожилая женщина – Валентина Михайловна Суворова. Она попросила послужить в храме и пообещала, что организует людей на уборку. Через 2 дня, побывав в селе Ново-Яхреньга, миссионеры вернулись. Верхний этаж церкви был очищен от мусора и грязи, прикрыли щитами от ветра оконные проемы. Впервые за 60 лет в храме совершилось всенощное бдение, а на утро – литургия. Утмановцы как будто ждали этого дня. Пришли в храм молодые и старые, с детьми,-много народа было. Венчались 2 пары, 40 человек окрестилось в реке Юг. Это был первый шажок духовного подъема у людей и возрождения храма. Аркадий Шатов сходил на дискотеку, побеседовал с молодежью. Выслушали с пониманием и уважением. Разговор получился. После радушного приема у Валентины Михайловны завязалась переписка с миссионерами.
25 октября 1999 года Валентина Михайловна возвращалась домой на автомашине с сыном из г. Тольятти с похорон трагически погибшего младшего сына. «состояние было удручающее, задумалась, — рассказывает Валентина Михайловна – глянула на обочину и увидела старца в белых одеждах, прижимающего одной рукой икону, а второй показывал вперед. У старца было одухотворенное лицо, белая борода, от него исходил свет. Стало легче. Доехали благополучно. Кто бы это мог быть? Стала искать в книгах и нашла, что это точь-в-точь С
676c
ерафим Саровский».
В 2000 году ездила на годовую в Тольятти, на всем пути видели в каждом селе или городе восстанавливают или строят храмы и мечети.
Вернувшись, сразу принялась за дело. С чего начать? С кем посоветоваться? Где проводить службы? Построить деревянную церковь или найти другое место? Какими силами и на какие средства?
Решено было строить часовню. Районные власти бесплатно выделили лес, но кто будет рубить – денег нет. Стала принимать пожертвования. Кто сколько даст: кто 50 рублей, кто 100 рублей – всего 6720 рублей. Московские миссионеры послали 10000 рублей. На такую сумму не построишь. Благо через год новый закон позволил продать на корню лес. Еще 10000 прибавилось – все равно мало.
Валентина Михайловна обратилась ко мне с просьбой поискать место, где можно было б ы проводить богослужение. Посмотрели несколько мест, в конечном счете как будто какая-то сила привела нас к небольшой боковой паперти в виде галереи с северной стороны храма. На том и порешили. Летом 2001 года приступили к работе. Бригаду возглавил учитель труда местной школы Мелентьев Николай Михайлович. Помогали ему школьные кочегары: Попов Сергей и Курдюмов Сергей. Заменили потолок. Стропила новые поставили. Крышу покрыли железом. Деньги в сумме 10 тыс. рублей на железо послал из Москвы Рассохин Владимир. Провели внутри все ремонтные и отделочные работы, электричество. На входе сделали небольшой деревянный пристрой. Всем миром очистили территорию вокруг церкви. Часть территории обнесли забором. Утварью и иконами, хотя и не в окладах, и всем необходимым для богослужения опять же снабдили московские миссионеры.
В 2002 году на праздник Рождества пресвятой Богородицы состоялась первая служба. Провел ее священник Яхреньгской Николаевской церкви Василий Булатников. На первое богослужение приехал из Кирова управляющий делами Вятской Епархии Александр Балыбердин. Пришло много народа.
В 2006 году у нас вновь побывали миссионеры из того же Свято-Дмитриевского прихода. По благословлению отца Аркадия во главе миссионеров действовала воскресная школа, её активно посещала утмановская детвора. Освятили школу. Потом одна из старшеклассниц напишет в заметке для местной газеты: «Думаю, в освященной школе будет легче и веселее учиться».
Кульминацией миссионерского похода была установка поклонного креста у алтаря Ильинского храма – на месте уничтоженного кладбища. Крест изготовляли при стечении народа 13 августа в канун праздника Изнесения древ Честного и Животворящего Креста Господня. В своем обращении к утмановцам отец Иоанн сказал: «На храме сейчас крестов нет, но появился небольшой крест у его подножья. Надо молиться Богу, чтобы он помог вам возродить старинный храм. Если вы успеете его спасти, пока он не рухнул, будет жить и село. Рухнет храм – рухнет и вся ваша жизнь».
Из письма Валентины Михайловны Суворовой епископу смоленскому и Вяземскому Пантелеимену (Аркадию Шатову): «…Это с вашей миссии люди немного повернулись лицом к богу. Конечно не все. Церковная территория для всех, от детей и молодежи до алкоголиков – что-то уважаемое. А до того – кроме церковной ограды вроде и места не было для безобразий. Теперь — порядок».
2 августа 2011 года, в Ильин день, отмечалась в селе Утмановское Ильинское 500-летие первого упоминания в документах Утмановской волости. Многие жители и гости заходили в храм. Пусть у некоторых на восстановление храма пожертвования были небольшие, но появилась надежда, что найдутся люди не сейчас, так позднее, которые не дадут рухнуть храму. Надежда умирает последней.
Вот уже ровно 10 лет в нашей маленькой, по-деревенски уютной церкви каждый месяц проходит богослужение, и исполняются потребы. Для совершения богослужений приезжает из соседнего села о. Вячеслав. За прошедшие годы создалась православная община во главе с Валентиной Михайловной. Постоянно на службе человек 20, да еще до службы приходят, ставят свечи, заказывают поминовение. Больше народа бывает на Крещение и Пасху. Ученики местной школы приходят перед экзаменами. Многие гости приезжают летом, заходят в церковь.
20 июля 2012 года на собрании православной группы при Утмановской Ильинской церкви, а потом сельского схода голосованием произошла передача дел старосты от Валентины Михайловны Суворовой Геннадию Ивановичу Поникаровскому. Накануне Валентина Михайловна провела опрос населения, посоветовалась с о. Константином, благочинным округа, о кандидатуре.
Литература:
1. Клировая ведомость Утмановской Ильинской церкви Никольского уезда 1858г.
МУ «Великоустюгский архив». Ф.1 оп.3 ед.хр.57
2. К.В. Базилевич. Городские восстания в Московском государстве. XVll век. М.Л. 1936г., с.162
3. Писцовые и переписные книги Поместного приказа. 1623-1626 гг. 1676-1683 гг. РГАДА. Ф.1209 оп.1 книга 507 л.371
4. Там жеРГАДА. Ф.1209 оп.1 книга 515 л. 646
5. М.С. Черкасова. Устюжская десятина Ростовской митрополии в XV –XVll вв.
6. Писцовые и переписные книги Поместного приказа. 1623-1626 гг. 1676-1683 гг. РГАДА. Ф.1209 оп.1 Д 1082 л. 351 об.
7. Карта Лальского уезда 1780-1796 гг.
8. Н.И. Суворов. Несколько топографических и статистических сведений о бывшей В-Устюгской епархии // ВЕВ – 1872 №16. Прибавленная с.473.
9. Окладная книга монастырей и церквей Южской трети устюжского уезда Великоустюжской епархии 1755 года.
10. Клировая ведомость Утмановской Ильинской церкви Никольского уезда 1800г. Ф.1 оп.3 ед.хр.3
11. Памятники архитектуры Кировской области. Вып.2. 2002г., с.63.
12. Клировая ведомость Утмановской Ильинской церкви Никольского уезда 1858г. Ф.1 оп.3 ед.хр.57
13. Клировая ведомость Утмановской Ильинской церкви Никольского уезда 1917г. Ф.364 оп.1 Д. 8363
14. Список лишенных изобразительных прав по Утмановскому с/совету на 17-34 года
15. Дело № 1 о секретных бумагах за 1924-29гг. Утмановского с/совета Поодосиновского района. С.№ 1.
16. Дело № 2 за 1930г. И 1935г. Стр.72
17. За веру Христову. Духовенство, монашествующие и миряне РПЦ, репрессированные в Северном крае (1918-1951). Библиографическмй справочник.-Архангельск. 2006. С.81
Книга памяти жертв политических репрессий Кировской области. Т.2 – Киров 2000г. С.489.
18. Протокол заседания Подосиновского РИК от 15 января 1938г.
19. Архивный отдел администрации Подосиновского района. Ф.1 оп.1 Д. 49