О борьбе с коррупцией больших и малых масштабов сейчас говорят на всех уровнях. И борются, кто и как может. Но в вятской истории был прецедент, когда взятки решили будущую судьбу целого города
Острог, погреб и государева казна
Частый случай, когда поселок или село, разрастаясь и богатея, становится по статусу городом. С Лальском все вышло наоборот. Виноваты ли тут “зигзаги” экономики или люди? История не любит сослагательного наклонения. Что случилось, то случилось. Но заглянуть в историю древнего Лальска, что в Лузском районе, очень любопытно. Уже более 440 лет стоит он на Вятской земле.
Из летописи Великого Устюга известно, что основали Лальск 60 новгородских семей, бежавших от расправы Ивана Грозного в 1570 году. Место выбрали удачно, да и предприимчивости бывалым новгородцам не занимать. Словом, уже в начале XVII века Лальск превратился в один из форпостов России-матушки.
Имел острог. Крепостную стену соорудили из стоячих, сверху заостренных бревен. С тремя проезжими воротами. Заведующая сектором истории Лальского историко-краеведческого музея Юлия Феликсовна Страздынь говорит, что в остроге том, по архивным данным, находился государев казенный погреб, а на нем амбар. В них — государева казна. Но не деньги, а арсенал оружия (пищали, рушницы, ядра, свинец и даже лыжи).
В 1666 году случился здесь большой пожар — крепость сгорела, но история Лальска на этом не закончилась. Петербурга тогда еще не было — через Архангельск в XVII веке проходило три четверти всей внешней торговли с Европой.
Лальск оказался на скрещении важных торговых путей: с юга на север — к Архангельску из вятских земель и с запада на восток — из Москвы в Сибирь и в Китай. Лальск был связан дорогой с Сольвычегодском — вотчиной знаменитых Строгановых.