Досье
Герберт Александрович Ефремов (род. 1933) — конструктор систем оружия для ВМФ, РВСН и Космических войск, профессор МГТУ им. Баумана, Герой Социалистического Труда. Среди его разработок — межконтинентальные ракеты семейства УР-100, космический ракетный комплекс «Стрела», космические станции «Алмаз», спутники «Кондор» и «Руслан», противокорабельные комплексы «Малахит», «Базальт», «Гранит», «Бастион», «Яхонт», российско-индийская «Брамос». Его именем названа малая планета солнечной системы: «Гербефремов».
Герберт Александрович, но что плохого в амбициозных проектах колонизации Луны? Вот уже Китай, Индия и Япония проектируют лунные базы, есть российский проект облета Луны.
Герберт Ефремов: Нам зачем это? Китаю, Японии, Индии — для престижа, а мы уже 40 лет назад облетывали Луну!
Но это были автоматические зонды, а не люди.
Герберт Ефремов: Зачем в космосе люди? Человеку ничего не нужно, кроме Земли. Человек до сих пор не может войти в доменную печь, хотя это нужно. Океан надо осваивать. Так называемые «амбициозные проекты» — это распотрошение денег и занятие огромных коллективов. Да, нужны Циолковские, которые будут заниматься полетами на Марс — но в небольшом количестве.
У нас газа в деревнях нет, дорог да и самих деревень меньше становится. Китайцам, индусам марсоходы и луноходы нужны, они для них вехи. Для нас — повторение пройденного, мы эти вершины давно взяли.
У старших поколений был Гагарин, его улыбка стала символом эпохи. А поколению нулевых улыбаться будет робот с орбиты?
Герберт Ефремов: Важнее улыбка человека на земле. Убежден, что наша главная идея: благосостояние нашего народа, и ничто другое. И космос должен только на благосостояние работать.
А к Марсу можно полететь на остаточные деньги, после реализации всех прагматичных приоритетов.