Как-то раз в одном большом царстве, где леса было немерено, повадились мужики этот самый лес воровать. Не то чтобы мужики были какие-то сильно неправильные, а просто замордовали их царские приказчики своими указаниями и поборами до такой степени, что решительно ничего стало на селе сделать невозможно. Воровать-то попроще оказалось — ни тебе указаний, ни тебе поборов, а попался — откупился, ни приказчик не в накладе, ни сам мужик.
Царю лес раньше не особенно-то нужен был — он больше всякими инновациями увлекался, игрушками заморскими, а дремучесть лесную презирал. Но когда воровать стали — обиделся. Ногами топает, на бояр орет: почему царево имущество расхищается, почему никто его не бережет?
Бояре стоят, в землю смотрят, слово молвить боятся. Один только шут-скоморох, с которого и спросу-то никакого, возьми да ляпни: ты же, батюшка, сам пять лет назад лесников разогнал — вот и некому теперь лес беречь. Лесники, которые не разбежались, теперь иной раз сами мужикам показывают, где еще дельный лес остался, да наставляют, как его срубить да кому продать.
— Я? Лесников разогнал? — удивился царь. Но подумав немного, вспомнил: и правда разогнал — чтобы почем зря деньги казенные не тратили на свой лес дремучий.