Буддисты древности любили выделять ключевые пункты Учения Будды
и группировать их тем или иным образом — для лучшего
запоминания и освоения — в особые списки, так называемые
Маттики.
Буддисты древности любили выделять ключевые пункты Учения Будды
и группировать их тем или иным образом — для лучшего
запоминания и освоения — в особые списки, так называемые
Маттики.
Слово это, кстати, имеет общий корень со словом «Матрица», —
смысл же пересекается в том, что длинные списки эти и вправду могли
бы напоминать текст ползущей по экрану компьютера программы.
Маттики послужили основой для третьей Питаки буддистов —
Абхидхаммы.
В ней ключевые моменты Будда-Дхаммы тщательнейшим образом
анализируются и осмысляются, рассматриваются в деталях.
По их наличию или отсутствию как раз и определяется, буддийские
воззрения имеет тот или иной человек, или же нет. Такой своего рода
катехизис Учения, а может быть оглавление к хрестоматии.)
В любом случае без детального и тщательнейшего рассмотрения этих
пунктов формирование правильного буддийского воззрения совершенно
невозможно.
.
Итак, маттика ключевых элементов Учения.
Будда-Дхамма это:
Три Сокровища — Прибежище буддиста (тисарана)
Три универсальных Качества существования (тилаккхана)
Четыре Благородные Истины Будды (ариясачча)
Три грани Высшего Восьмеричного Пути (ария-аттхангика-магга)
Закон Взаимозависимого Возникновения (патичча-самуппада)
Четыре безмерных Качества ума (брахма-вихары)
Понимание теории Пяти совокупностей (панча-кхандха)
Последовательное шестичленное обучение (анупубби-катха)
Практика семи Факторов пробуждения (бодхджанга)
Практика развития десяти Совершенств (парами-паттхана)
.
Теперь же раскроем некоторые подробности и распишем по пунктам:
Три Сокровища — Прибежище буддиста (тисарана)
— Будда
— Дхамма
— Сангха
Три универсальных Качества существования (тилаккхана)
— Аничча (изменчивость, непостоянство)
— Дуккха (неудовлетворительность, тревога)
— Анатта (безсамостность, пустотность)
Четыре Благородные Истины Будды (ариясачча)
— Благородная истина страдания (тревоги)
— Благородная истина причины страдания
— Благородная истина прекращения страдания
— Благородная истина пути к прекращению страдания
Три грани Высшего Восьмеричного Пути (ария-аттхангика-магга)
— Паннья (мудрость, распознавание)
— Шила (этика, нравственность)
— Самадхи (сосредоточение)
Закон Взаимозависимого Возникновения (патичча-самуппада)
Четыре безмерных Качества ума (брахма-вихары)
— Каруна (сострадание)
— Метта (чистая любовь)
— Мудита (сорадование)
— Упеккха (беспристрастность)
Понимание теории Пяти совокупностей (панча-кхандха)
Последовательное шестичленное обучение (анупубби-катха)
Практика семи Факторов пробуждения (бодхджанга)
Практика развития десяти Совершенств (парами-паттхана)
.
Всего получается 22 составляющих ключевых элемента учения.
Если же раскрыть более детально получится 18 + 18 = 36
пунктов.