Учение (Dhamma) Будды, известное как буддизм, когда-то преобладало
в Азии. За 25 веков учение смешалось с традиционными верованиями и
религиями многих стран, обогатив их своей безупречной философией. В
наши дни в мире насчитывается около 300 млн. буддистов, проживающих
главным образом в Индии, Китае, Тайване, Сибири, Японии, Тибете,
Корее, Таиланде, Бирме, Шри-Ланке, Малайзии и Сингапуре; кроме
того, буддийские общины существуют в Индокитае и на Западе:
особенно в Англии, Франции, Германии и в США.
Учение (Dhamma) Будды, известное как буддизм, когда-то преобладало
в Азии. За 25 веков учение смешалось с традиционными верованиями и
религиями многих стран, обогатив их своей безупречной философией. В
наши дни в мире насчитывается около 300 млн. буддистов, проживающих
главным образом в Индии, Китае, Тайване, Сибири, Японии, Тибете,
Корее, Таиланде, Бирме, Шри-Ланке, Малайзии и Сингапуре; кроме
того, буддийские общины существуют в Индокитае и на Западе:
особенно в Англии, Франции, Германии и в США.
Начиная свою первую проповедь, Будда призвал учеников избегать
крайностей: потворства чувственным желаниям и самоумерщвления.
«Потакать чувственным желаниям – низко, непристойно, пошло,
постыдно («ан-арья») и вредно, а самоумерщвление –
болезненно, постыдно и вредно»,[1] – говорил он. Первое
тормозит духовное развитие, тогда как второе ослабляет
интеллект.
Прежде чем достичь Пробуждения, Будда испытал на себе обе
крайности: первую – до своего отречения от мира, когда он,
будучи царевичем, жил во дворце отца, а вторую – будучи
лесным аскетом, до достижения Пробуждения. Именно тогда он убедился
в том, насколько бесполезны эти пути, и осознал, что лишь победа
над собой, ведущая к умеренности, позволит приблизиться к высшей
цели – ниббане (нирване).
Поэтому Будда, свободный от обеих крайностей, призывал своих
последователей придерживаться Срединного Пути, который «дарует
прозрение и понимание, ведет к успокоению ума, к высшей мудрости, к
полному Пробуждению».
Как утверждает Первая Благородная Истина, жизнь есть «страдание».
Об этом сказано: «Благородная Истина о страдании: рождение есть
страдание, болезнь есть страдание, смерть есть страдание, связь с
тем, что не любим – страдание, разлука с тем, что любим
– страдание, неполучение желаемого – страдание. Короче
говоря, пять групп привязанности (скандхи) – это
страдание».[2]
Если проанализировать одно за другим все упомянутые состояния,
можно увидеть, насколько они болезненны. Каждый из нас сталкивался
с ними на своем жизненном пути. Непостоянство – всеобщая
черта. Нет ничего рожденного или обусловленного, что не подчинялось
бы данному закону. Так что изречение Будды о том, что все
непостоянное также и болезненно, вполне обоснованно. Даже так
называемые удовольствия заканчиваются болью. Это доказывает
истинность утверждения о болезненности всех жизненных
обстоятельств, основу которых составляет привязанность …
Вторая Благородная Истина гласит, что причиной страдания является
неведение, порождающее желание. Все вещи и события взаимосвязаны
как причины и следствия. В мире явлений нет ничего, что не состояло
бы в причинно-следственной взаимосвязи. Таким образом, страдание,
как и все прочее, имеет свою причину, и причина эта находится не
где-то вовне, но внутри нас самих. Какова же причина страдания?
Эгоистическое желание. Эгоистические желания основываются на
себялюбии и находят множество проявлений: в ссорах, в борьбе и
т.д.
Третья Благородная Истина утверждает: можно прекратить страдание,
устранив желание. Мы уже знаем, что причиной страдания является
эгоистическое желание. Если причина устранена, то, естественно,
исчезает и следствие. Если желание уничтожено, страдания также
будут исчерпаны. Страдания прекратятся, и будет обретено блаженство
нирваны. Иными словами, с достижением нирваны подойдут к концу и
все страдания.
Четвертая Благородная Истина – это устранение желания. Итак,
можно положить конец страданию, следуя Срединному Пути, который для
буддиста является подлинной философией жизни. Срединный Путь победы
над собой, ведущий к высшей цели, восьмеричен:
(1) правильное понимание,
(2) правильное намерение,
(3) правильная речь,
(4) правильные действия,
(5) правильный образ жизни,
(6) правильные усилия,
(7) правильная внимательность,
(8) правильное сосредоточение.
(1) Правильное понимание
Чтобы начать движение по пути, нужно увидеть, какова жизнь на самом
деле, помнить о трех ее характеристиках: о непостоянстве, страдании
и отсутствии «я». Необходимо обладать ясным пониманием природы
реальности, нравственного закона, а также тех факторов, которые
ведут к прекращению непрерывного круговорота рождений и
смертей.
(2) Правильное намерение
Наш ум должен быть чист, свободен от чувственных желаний,
злонамеренности, жестокости и тому подобных вещей. В то же время
нужно стремиться отбросить все, что препятствует нашему
развитию.
(3) Правильная речь
Воздерживаясь от лжи, клеветы, грубости и пустословия, мы создаем
связующее звено между мыслью и действием, которому свойственна
мудрость и доброжелательность. Правильная речь не должна быть
слишком громкой и возбужденной, не должна воодушевляться
предубеждениями, дурными намерениями или корыстными интересами. Она
не должна разжигать страсти или возбуждать эмоции.
(4) Правильные действия
Их основу составляет соблюдение пяти обетов, которые могут быть
представлены в положительных и отрицательных аспектах:
1. Не убивать, но развивать любовь и отказаться от причинения вреда
всему живому.
2. Не присваивать чужого, а развивать милосердие и щедрость.
3. Не потворствовать чувственным желаниям, а поддерживать
внутреннюю чистоту и самоконтроль.
4. Не позволять себе лгать, а развивать искренность и
честность.
5. Не употреблять опьяняющих напитков и наркотиков, ослабляющих
самоконтроль, а развивать сдержанность и внимательность.
(5) Правильный образ жизни
Мирянину следует выбирать работу, которая не приносит вреда и
несправедливости другим существам. Занятия, связанные с обманом и
мошенничеством, – например, предсказание будущего –
расцениваются как неправильный образ жизни. Мирянину следует
отказаться от торговли оружием, живыми существами, мясом, алкоголем
и ядами. Профессии военного, рыбака, охотника и т. п. также входят
в этот список. Совершая финансовые операции, необходимо быть
честным и порядочным, свободным от жадности. Мирянину не следует
иметь дело с проституцией. Он должен обладать чувством долга и
служения.
(6) Правильные усилия
Самосовершенствование достигается путем отказа от развития
негативных качеств и устранения уже появившихся с одновременным
обретением и развитием качеств позитивных. Данная стадия включает
четыре составляющие: (1) усилие, упреждающее появление еще не
возникших негативных мыслей, слов и действий, (2) усилие,
устраняющее то дурное, что уже возникло и существует в данный
момент, (3) усилие, ведущее к появлению позитивных мыслей, слов и
действий, (4) усилие, развивающее все уже существующие позитивные
мысли, слова и действия …
(7) Правильная внимательность
Пребывание в состоянии постоянного осознавания (1) тела, (2)
чувств, (3) ума, и (4) возникающих в нем мыслей. Согласно буддизму,
ум – это всего лишь 6-е чувство, и не более. Развитие
подобной осознанности необходимо для того, чтобы практикующий мог
удержаться от ошибочных взглядов. Это достигается посредством
развития интуиции, или прямого постижения сути вещей.
Данная ступень отмечена продвижением с уровня, на котором вещи
познаются лишь по их отличительным признакам, на уровень, где
отбрасываются все различия. И хотя вещи кажутся нам «хорошими» или
«плохими», «правильными» или «неправильными», подобная установка
служит всего лишь иллюстрацией того, насколько неполно воспринимает
вещи ум. Процесс мышления – только пища для интеллекта,
помогающая уму получить более ясное представление об истине,
поскольку первичное осознавание вещей сводится именно к такому
различению. Если же продвигаться дальше, к осознанию истинного
значения и взаимовлияния всех составных вещей, нам придется выйти
за пределы понятийного мышления.
(8) Правильное сосредоточение
Обычному ученику, стремящемуся к возвышенной жизни, необходимо
соблюдать все эти предписания …
На заключительном этапе мы должны стремиться к однонаправленности
ума, сосредоточенного на благом объекте. Как следствие желания и
жажды, из наиболее сильных волевых импульсов формируется причина
следующего перерождения, делающая его неизбежным. Для того чтобы
остановить данный процесс, мы первым делом должны осознать
непостоянство, неудовлетворительность или подверженность страданию,
несубстанциональность всего существующего. Истинное знание этой
природы можно обрести с помощью медитативной практики, включающей
два аспекта: активную практику и пассивное осознавание.
Для этого следует сесть неподвижно, сохраняя покой ума. При
появлении посторонних мыслей необходимо терпеливо контролировать
ум, вновь и вновь останавливая и отбрасывая их. Дышать нужно
естественно, не пытаясь как-то контролировать или изменять дыхание.
В противном случае невозможно будет понять, о чем оно нам
говорит.
Обычно на первых порах для достижения более глубокого погружения и
усиления концентрации необходимы определенные приемы (ведение счета
и т. п.), но лишь до тех пор, пока мы не обретем устойчивую власть
над умом и способность удерживать его от отвлечений. Для этого
перед началом (и даже во время) практики нужно устранять или хотя
бы ослаблять влияние пяти препятствий ума:
(1) чувственности,
(2) недоброжелательности,
(3) сонливости,
(4) возбуждения и обеспокоенности,
(5) сомнений.
Как только их пагубное влияние будет устранено, мы обретем
способность сосредоточиваться с большей легкостью, что позволит нам
яснее осознавать конечную цель. Для достижения этого уровня, на
котором будет реализована наша способность к сосредоточению,
ведущая к нирване, необходимо продолжительное обучение.
[1] См. Vinayapitaka (Vin.). Vol. I., ed. H. Oldenberg, reprint,
PTS, 1964, p. 10; S. Vol. ed. L. Feer, p. 10, V. 421;
Patisambhidamagga (Pat.) Vol. II, ed. A. C. Taylor, reprint, PTS,
1979, p. 1947.
[2] См. Vin. Vol. I. op. cit. p. 10; S. V. op. cit. p. 424;
Patisambhidamagga Vol. I. op. cit. 147.