Пластинин А.Н.
В мае 2012 года группа членов Подосиновского общества изучения родного края участвовала в исследовательском походе по реке Кузюг, левый приток Моломы. Цель экспедиции, организованной Подосиновским краеведческим музеем, — исследовать места, где кода-то проходили ватаги новгородских переселенцев, убедиться в верности предположения, и практически подтвердить возможность одного из вариантов заселения верхней Вятки (Шестаков, Слободской, Хлынов) по рекам: Кузюг – Денная Волосница – Волосница – Летка – Вятка.
Коварный Кузюг. Неприхотливый «Ветерок-8» на следующий день преодолел еще 30 км против течения.
В своей книге «Серебряная Вятка» Д.Захаров обращает внимание на волоковые топонимы в названиях притоков рек Великой и Летки, берущие начало на одном водоразделе, они сближаются с верховьем реки Кузюг.
«Научный, теоретический подход» Дмитрия Мартиниановича предполагает, что водно-волоковая система: р.Великая – ее правый приток Волосница – переход на Кузюг, затем волок на р.Лузу — нужна была для выхода на реки Юг, Сев. Двина. Летскую Волосницу с переходом на р. Тылай или р. Вазюг (правые притоки Лузы) Д.Захаров снова связывает с выходом в Северо-Двинский бассейн[1].
С точки зрения тактики военных походов и промысловых нужд это возможно, но в целях постоянных торговых сношений на раннем этапе заселения Вятки предполагаемые варианты выхода вятчан на реку Лузу и дальше не имеют смысла, — для этого существовал древнейший торговый путь вверх по Моломе на рр. Юг и Двину.
Существующий в исторической и краеведческой литературе вариант перехода на Летку по реке Лузе более трудоемок и практически не осуществим. Использовался в более позднее время только как выход с Вятки в Северодвинский бассейн. К концу 16 — началу 17 веков на реку Лузу к Ношульской пристани доставляли товары с Вятки зимним путем вдоль Летки.
Если теоретически рассмотреть путь по р.Лузе для выхода на Летку, то он окажется более продолжительный, как по времени, так и по расстоянию, сопряжен с определенными трудностями. От устья Лузы до Ношульской пристани 409 км (по лоции 393 км) плюс шестидесятикилометровый волок на Летку. Если брать во внимание, что при передвижении использовалась река Седка, правый приток р.Лузы, то прибавляется 76 км плюс волок на Летку и по ней до селения Летка еще 128 км. Итого: приблизительно 600 км, из них 472 км против течения, если продвигаться руслами рек.
Используя предполагаемый кузюгский отрезок пути на Вятку, новгородские переселенцы от устья Лузы преодолевали расстояние по рекам Юг и Пушма — 103 км, далее десятикилометровый волок на р.Каю, по Кае и Моломе до устья Кузюга 130 км плюс 125 по р.Кузюг. Далее волок на р Волосницу и 59 км до села Летка. Общее расстояние получалось 427 км, из них против течения 227 по течению 190 км.
Реальность этого варианта можно подтвердить экономической выгодностью этого пути в условиях неразвитости края – основными средствами передвижения в основном были речные суда, зимой — лыжи, вьючная лошадь — лесными тропами, руслами рек.
При заселении Вятки партиям переселенцев на новом месте требовалось большое количество строевого леса. Обжитые местным населением берега Вятки не имели достаточно легкодоступных хвойных лесов, поэтому заготовка его в верховьях Летки и сплав в плотах на Вятку практически более обосновано, чем доставка леса из дальних лесов сухим путем.
Прибывшие через Кузюг переселенцы в конце зимы, ранней весной заготовляли лес по Летке и ее притокам. При вскрытии рек вязали плоты и со всем скарбом и домашним скотом по большой воде плыли до нужного места. В течение лета к зиме рубили избы, амбары, бани, строили городовые укрепления и церкви, — возникли Шестаков, Слободской, Хлынов. При строительстве Орлова, вероятно, использовался лес с берегов реки Великой и ее правого притока Волосницы, которая верховьями своими сблизилась с истоком р. Кузюг.
Таким образом, определилась конфигурация средневековой «вятской земли», она была ограничена устьями двух рек — Летки и Моломы, где по краям стояли сторожевые городки (Шестаковское и Ковровское городища).
Чтобы попасть на Вятку по Кузюгу в современных условиях, группа из 4 человек на моторной лодке беспрепятственно поднялась по полноводному Кузюгу примерно на 60 км за два дня (10 часов чистого ходового времени). Вторая пешая группа из трех участников экспериментального похода, отправившаяся по старой дороге (Дуванное – Безбожник), плутала в сплетениях просек и лесовозных дорог четыре дня. В итоге экспедиция выполнила половину намеченного — до ст. Безбожник оставалось еще около 60 км.
Естественно, как и предполагалось, выше по течению многочисленные завалы, мелководье на перекатах, петли неширокого русла снизили бы скорость дальнейшего продвижения. Запланированный график прохождения по р.Кузюг не был выполнен, пришлось сворачивать экспедицию.
Благодаря соучастию жителей п.Вазюг — Тарасов Тимофей Леонидович, Александр Николаевич Томилов, Олег Аркадьевич Криницын — лодку доставили в Вазюг на сохранение.
До весны следующего года планируется пешая разведка возможностей прохождения р.Волосницы.
Водораздел в районе рр.Летки и Кузюга, известный со времен заселения Вятки, привлекал внимание слободских, вятских купцов и в 19 веке.
Известно, что в 1852 году «от села Летки, что на Ношульской дороге, пройдена просека Г. Инженером Черепановым»[2].
Так описывает эту дорогу в своем рапорте Тит. Сов. В.А.Попова в 1860 г.
«Начинаясь у селения Летки между слиянием рр.Летки и Волосницы, она идет сначала по волнистой местности, составляющей водораздел систем Вятки и Лузы, с частыми, крутыми, впрочем не высокими, спусками, из которых только два или три достигают значительной высоты. Будучи прорублена почти исключительно в березовом лесе, около 15 саж. в ширину, она в течение лета покрылась опять молодым березником, черемушником и ольшняком до двух аршин в высоту, ибо нетронутые корни дали новые отпрыски. Однообразие природы нарушается однако в двух местах, где дорога в красном лесе, в 3 и 10 в. от Летки; в первом на версту протяжения, в другом на 3 покрыта громадными пнями вековых сосен, которыя изредка и до сих пор стоят не тронутыми; толстые же корни до того выставились наружу, что я, ехавши верхом, должен был спешиваться с лошади. С половины дороги неровности встречаются реже и гораздо отложе; самые же покатости в этой части обыкновенно влажны. За 30 верст (приблизительно) от Летки дорогу пересекает болото, Мест, столь удобных для отдыха путников, как населенные зимовки на старой Орловско-Быковской дороге, здесь еще не существует; есть правда два сруба, предназначенные для жилья, верстах в 20 одно от другого, но они без печей и сомшены травою»[3].
Орловско-Быковская дорога или Вымский волок — это дорога «прорублена в 1818 и 1819 годах, с Высочайшего разрешения, купечеством на свой счет, стодесятиверстная дорога через лесистый тогда и необитаемый Вымский волок, в прямом направлении на север от церкви Белозерской волости Орловского уезда до дер. Кулиги Вымской волости, Устюжского уезда»[4]. На современных картах село Белозерье находится южнее г.Мураши, Вымский волок в виде пунктира протянулся до р.Лузы.
[1] Д.Захаров. Серебряная Вятка. Киров. 1990. С.130
[2] Очерк торговых путей к Ношульской и Быковской пристаням, лежащим на реке Лузе. Вятские губернские ведомости №38. 1857. С.257.
[3] Соображения об улучшении зимних торговых путей из Вятской губернии к Лузским пристаням. Извлечение из рапорта Тит. Сов. В.А.Попова. Вологодские губернские ведомости № 46. 1860 г.
[4] В.Е.Михайлов. О главных торговых путях из Вят. Губ. к г.Архангельску и торговых пристанях. Вятск. Губ. Вед. 1859 г. №13. С. 88.
.