По программе транспортного развития России в нашей области с осени прошлого года строится дорога, которая свяжет два населенных пункта в Подосиновском и Опаринском районах. Между ними, а это Альмеж и Скрябино, 13,8 километра, на которых к ноябрю необходимо уложить так называемый верхний слой дорожной одежды — щебенку мелких фракций.
А всего слоев пять, причем используется и современный материал — геотекстиль, который армирует грунт.
Подрядчик — ООО “Темп-Дорстрой” из Республики Коми, создав запас песка и щебня, начал работы с двух сторон. Осенью их вести было очень сложно — даже экскаваторы “уходили по крышу” в землю, а высота “подушки” достигала порой 10 метров (кстати, там сгинула построенная заключенными в тридцатые годы железная дорога).
Недавно редактор виртуальной газеты “Опаринская сорока” Татьяна Тунгусова ездила в Подосиновец на межрегиональный фестиваль “Славяне Поюжья». И вот что она рассказала:
Отправились из Опарина в Подосиновец на “уазике” через Маромицу, Зарю, Альмеж, Скрябино, Пинюг. Конечно, всем было интересно, в каком состоянии дорога между Альмежем и Скрябином. В Альмеже уперлись в полосатый шлагбаум. Подошел рабочий, открыл “ворота” и предупредил, чтобы по щебенке ехали осторожно. Легковые машины здесь пропускают, а для тяжелого транспорта путь закрыт.
Работа на этом участке трассы идет полным ходом. Терриконов гранитного щебня, которые еще недавно высились слева и справа от дороги, уже нет — тысячи кубометров строительного дорожного материала уложены в дорожное полотно, причем поверх песчаной подушки сначала настилают ткань (тот самый геотекстиль, который не гниет и скрепляет грунт. — Ред.).
Сколько техники занято на строительстве трассы! Экскаваторы отрывают кюветы и выравнивают откосы. Кое-где в кюветы уже уложены бетонные лотки для стока воды. КамАЗы подвозят щебень, грейдеры тут же разравнивают его, тяжелые катки прикатывают. В низких местах, в руслах ручьев и речек уложены водопропускные трубы большого диаметра.
По крупному щебню ехать не очень хорошо — машину “таскает” в разные стороны. Но вдруг она пошла ровно. Что такое? Оказывается, мы добрались до участка, засыпанного мелкой фракцией щебня, где проведена так называемая глянцовка. Скоро щебеночное покрытие свернуло в сторону Скрябина (до него от трассы 1,3 километра), а мы до Пинюга поехали по подосиновской земле по привычным железобетонным плитам, которые находятся в лучшем состоянии, чем уложенные на опаринских дорогах.
К 1 ноября дорожные строители планируют сдать в эксплуатацию участок Альмеж — Скрябино. Далее строительство будет продолжено от Альмежа в сторону поселка Латышский. И если работы одновременно начнут в направлении Латышского и со стороны Опарина, тогда можно надеяться, что Киров будет в срок напрямую, а не через Республику Коми связан устойчивой дорогой с Котласом (там целлюлозно-бумажный комбинат) и Архангельском (это морской порт). На планерке в администрации Опаринского района сообщили, что необходимые документы на строительство нового участка подготовлены и утверждены.
На обратном пути проезд на участке Скрябино — Альмеж оказался закрыт для транспорта, и делегации опаринцев пришлось ехать домой и по грунтовке, что тянется рядом с высоковольтной линией электропередачи. Хорошо, ливня не было…