Андрей Кончаловский, режисер
То, что произошло в крошечном, затерянном в лесах поселке, нельзя рассматривать отдельно от происходящего во всей стране. Пусть это капля, но по ней ясно видно, в каком состоянии находится весь океан.
Еще Чехов говорил, что русскому человеку не хватает желания желать. Конечно, это касается не каждого представителя русской культуры. Русские бывают разными. Россияне с удивлением смотрят на своих соотечественников, которые, уехав за границу, оказываются вдруг деятельными, энергичными, успешными людьми — всем на зависть. Но уезжают именно те, кто не может жить на одной волне с большинством, те, кто хочет, несмотря на риск и трудности, строить свою жизнь.
Такова русская ментальность: русский человек, как правило, привык к тому, что его «живут», а не он проживает жизнь. Двадцать лет назад, пять лет назад, два года, неделя — все повторяется. И так будет до тех пор, пока мы не изменим свой духовный код. Нужно думать о строительстве нового русского человека. Это самая сложная задача из всех, что стоят перед страной. Изменить человека намного сложнее, чем построить синхрофазотрон. И нельзя возлагать эту задачу на интеллигенцию. Что она может одна?
Она только твердит о необходимости перемен. Нужна политическая воля.
Хотя события в Демьяново произошли на прошлой неделе, я на эту тему высказался еще двадцать лет назад, когда снял фильм «Курочка Ряба». Люди иной культуры, которая подразумевает другой этический код, как ни странно, успешно и продуктивно работают в России. Возьмите корейцев, китайцев, работающих на российской территории, возьмите татар. К моему глубокому сожалению, их умение работать резко выделяет их на фоне окружающего местного населения. И здесь возникает то, что называется крестьянской завистью: более успешный сосед вызывает неприятие у людей менее успешных.
В Демьяново к крестьянской зависти примешивается еще и национальный колорит. В окружении людей другой культуры представители любой национальности начинают действовать более сплоченно, объединяются для самозащиты. Что здесь добавить? Получается, что добавлять нечего.
Валерий Тишков, директор Института этнологии и антропологии РАН
Мне приходилось бывать на Аляске. В крошечном местном аэропорту, рассчитанном чуть ли не на один самолет, всех приезжих обязали оставить алкоголь — местная община приняла сухой закон на своей территории. Там также нельзя, например, вывозить охотничьи трофеи: ты можешь получить разрешение на охоту, но не можешь вывезти шкуру убитого медведя. И подобных примеров, когда законы местной общины поддерживаются на государственном уровне и соблюдаются без исключений, в мире немало.