Каким образом запустить розыгрыш призов, промо-кодов, скидок или подарков , чтобы не попасть под штрафы? Этим вопросом часто задаются клиенты нашего маркетингового агентства. Вы найдете ответ в этой статье, разъясняющей отличия между коммерческими и рекламными лотереями, а также законодательные требования для рекламы промоакций.
Лотерея – это игра, проводимая согласно с договором, где одна сторона (оператор) осуществляет розыгрыш призового фонда, а вторая сторона (участвующая в лотерее) имеет право на конкретный выигрыш, если она будет признана выигравшей согласно с условиями проводимой лотереи. Федеральный закон «О лотереях» от 11 ноября 2003 года № 138-ФЗ регулирует организацию и проведение лотереи.
Итак, практически, это взаимодействие сторон. Одна сторона осуществляет розыгрыш (деньги или ценные предметы, которые разрешены в РФ), вторая сторона – гарантированно получает приз, если условия розыгрыша выполняются. В качестве приза указывается или весь фонд полностью,или определенная часть призового фонда. Самое главное отличие лотереи от прочих розыгрышей с раздачей ценных подарков – выигрыш формируется при помощи финансовых средств от продажи билетов.
В рамках лотерей продается «лотерейный билет» – это документ, предоставляющий право участия в розыгрыше. При этом, документ юридически подтверждает согласие участника с условиями лотереи. Все билеты нужно в обязательном порядке регистрировать.
Стать организаторами имеют право Минфин и Министерство спорта с разрешения Правительства РФ. Хозяева частного бизнеса не имеют права просто напечатать билеты для лотереи и организовать розыгрыш. Они имеют возможность стать «оператором» такого розыгрыша, но нужно пройти обязательный конкурс у организатора. Незаконное проведение лотерей – нарушение, за которое надлежащие органы могут назначить штраф с конфискацией оборудования, терминалов. Штрафы следующие:
Другое название — стимулирующее мероприятие. Под этим понимают конкурсы, игры и т.д., когда для возможности участия нужно приобрести товар или услугу. Допустим, промо-акции «Заправь от 20 литров дизельного топлива и участвуй в розыгрыше» или «Купи напиток и найди приз под крышечкой». Такие акции являются рекламными, по этой причине они контролируются уже другим законом — «О рекламе».
Такие мероприятия осуществляются по инициативе предпринимателя, их нет потребности обязательно регистрировать. При этом нужно сообщить публике:
Иногда некоторые стимулирующие мероприятия называют «лотереями». Действительно, между ними есть общие черты:
Критерий | Денежная лотерея | Промолотерея |
Каким образом формируется призовой фонд? | За счет билетов, которые реализуются участникам: продали на 500 тыс. – призовой фонд будет формироваться из этих 500 тыс. | За счет компании, которая устроила промо-акцию. Например, магазин объявляет о розыгрыше призов среди купивших газировку. Неважно на какую сумму продано товара, призы покупаются за деньги компании. |
Чем подтверждается право на участие? | Купленным лотерейным билетом. | Чеком/купоном (и так далее), выдаваемым бесплатно, после выполнения условий промо-акции или приобретения товара. |
Риск для участвующих? | Присутствует. Люди могут потерять деньги, ничего не получив взамен. | Отсутствует. Участники приобретают товар, а получение приза – это приятный бонус. |
В итоге, если вы организовываете акцию, где каждый покупающий товар на сумму, скажем, свыше 900 руб., получает бесплатный код, чтобы участвовать в розыгрыше ценных призов – это считается не лотереей, а стимулирующим мероприятием.
Конкурсы, которые проводятся на стимулирующих мероприятиях считаются видом рекламы. Таким образом проверку законности их организации проводит ФАС. Если государственный орган обнаружит нарушения, он выдаст предписание об их устранении. Например, обяжет прописать недостающие сведения и т.д.
Кроме этого будет возбуждено административное дело. Предусмотрено следующее наказание:
Подобного рода промо-акции являются частью маркетинга при розничной торговле. Смысл акций — предложение клиентам выгодной сделки, которая позволит либо по одной стоимости получить больше товара, либо приобрести что-нибудь по более низкой стоимости.
Существуют следующие типы промо-акций:
Для бизнеса важно, что подобные промо-акции не являются стимулирующими мероприятиями. На них не распространяются необходимые требования закона «О рекламе». Значит, ФАС не предъявит претензию, когда магазин, например, не указал, сколько продлится акция «Два по цене одного».
Но каким способом отличить стимулирующие мероприятия от обычной акций:
Надеемся, статья смогла ответить на большинство вопросов, связанных с особенностями промо розыгрышей. Остались вопросы? Уточните у наших экспертов Wise.promo, и мы на них ответим.